Система мониторинга качества дошкольного образования

В дошкольном детстве формируются ценностные установки ребенка, основы его идентичности, отношение к миру, обществу, семье и самому себе. Это убедительно показано в ряде широкомасштабных исследований краткосрочных и долгосрочных эффектов образовательных программ для детей дошкольного возраста. Однако данные исследований также показали, что не все программы дошкольного образования оказывают позитивное влияние на детское развитие в долгосрочной перспективе, но только программы высокого качества. Дошкольное образование низкого качества приводит к негативным последствиям для образовательной биографии ребенка, для общества и экономики в целом.

Именно поэтому в фокусе образовательной политики во всех экономически развитых странах, наряду с обеспечением доступности дошкольного образования, стоят задачи обеспечения и повышения качества дошкольного образования.

С момента принятия Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ в декабре 2012 года (далее - Закон об образовании) дошкольное образование стало первым уровнем общего образования. В соответствии с требованиями Закона об образовании был разработан, принят и в 2014 году вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее – ФГОС ДО), вывел образовательные результаты обучающихся дошкольной образовательной организации за рамки систем контроля, надзора и мониторинга состояния системы дошкольного образования, сфокусировал новые требования к системе дошкольного образования на качестве созданных образовательных условий и реализуемого образовательного процесса, позволяющих каждому обучающемуся достичь лучших для себя результатов.

Система мониторинга качества дошкольного образования нацелена на выполнение положений Закона об образовании, принципов и требований ФГОС ДО и описывает систему мониторинга, позволяющую собрать необходимую и достаточную информацию об образовательных условиях и образовательном процессе, а также в целом о деятельности системы дошкольного образования, обеспечивающей качество данных характеристик образовательной деятельности. Система мониторинга качества дошкольного образования выстраивает единую систему показателей качества дошкольного образования для эффективной систематизации собранных в ходе мониторинга данных.

Дошкольное образование, с одной стороны, - важнейший уровень общего образования; с другой стороны, это комплекс услуг, которые реализуются в течение всего времени пребывания ребенка в организации. Согласно ст. 65 Закона об образовании дошкольные образовательные организации также осуществляют присмотр и уход за детьми. Включение в мониторинг показателей качества, связанных с присмотром и уходом за детьми, с обеспечением здоровья, питания и безопасности детей, позволяет создать механизм комплексной оценки качества дошкольного образования для совершенствования сопровождения детского развития в разных его аспектах.

Объективная и надежная, понятная всем участникам образовательных отношений система мониторинга качества задает четкие ориентиры для развития дошкольного образования, закладывает надежную основу для ее совершенствования, на повышение эффективности деятельности.

Приказ от 02.07.2021 г. № 433. Скачать (формат - .pdf)

Концепция мониторинга качества дошкольного образования в Апанасенковском муниципальном округе Ставропольского края. Скачать (формат - .doc)

Приказ от 16 августа 2022 года № 491 «О проведении мониторинга качества дошкольного образования в 2022 году»

Приказ от 16 августа 2022 года № 491 «О проведении мониторинга качества дошкольного образования в 2022 году». Скачать (формат - .docx)

Система мониторинга качества

Система мониторинга качества дошкольного образования ориентирована на выявление степени соответствия образовательных программ дошкольного образования и условий осуществления образовательной деятельности дошкольными образовательными организациями нормативным требованиям и социальным ожиданиям. Кроме того, она направлена на совершенствование управления качеством дошкольного образования, что предполагает координацию усилий представителей различных ведомств на различных уровнях управления системой образования, которые непосредственно влияют на его качество.
Мониторинг качества дошкольного образования (далее - мониторинг) реализуется в соответствии с Концепцией мониторинга качества дошкольного образования в Апанасенковском муниципальном округе Ставропольского края и направлен на совершенствование управления качеством дошкольного образования на основе его достоверной и объективной оценки, представлен в виде комплекса разноуровневой деятельности по нескольким направлениям.
Цель мониторинга – сбор, обработка, систематизация и анализ данных о состоянии дошкольного образования с последующим обоснованием рекомендаций для принятия управленческих решений по совершенствованию качества дошкольного образования.
Для принятия эффективных управленческих решений по совершенствованию качества дошкольного образования выделены цели по следующим направлениям:
o совершенствование качества образовательных программ дошкольного образования;
o повышение качества содержания образовательной деятельности в ДОО (социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие);
o повышение качества образовательных условий в ДОО (кадровые условия, развивающая предметно-пространственная среда, психолого-педагогические условия);
o повышение качества реализации адаптированных основных образовательных программ в ДОО;
o совершенствование качества взаимодействия с семьей (участие семьи в образовательной деятельности, удовлетворённость семьи образовательными услугами, индивидуальная поддержка развития детей в семье);
o обеспечение здоровья, безопасности и качества услуг по присмотру и уходу;
o повышение качества управления в ДОО.

Повышение качества управления в ДОО

Повышение качества управления в ДОО определяется на основе оценки трёх показателей:
1. Наличие у руководителя ДОО требуемого профессионального образования.
2. Разработанность и функционирование внутренней системы оценки качества образования в ДОО (далее - ВСОКО).
3. Наличие программы развития ДОО.
Показатель «Наличие у руководителя ДОО требуемого профессионального образования» считается полностью подтвержденным, если у руководителя имеется высшее образование по направлениям подготовки «Государственное и муниципальное управление», «Менеджмент», «Управление персоналом» или высшее образование и дополнительное профессиональное образование в области государственного и муниципального управления или менеджмента и экономики.
Показатель «Разработанность и функционирование ВСОКО в ДОО» считается полностью подтвержденным, если имеется разработанное и утвержденное в ДОО положение о ВСОКО, планы и отчеты об осуществлении ВСОКО, результаты реализации ВСОКО отражены на официальном сайте ДОО
Показатель «Наличие программы развития ДОО» считается полностью подтвержденным, если в ДОО разработана и реализуется программа развития ДОО, которая содержит стратегию развития в долгосрочном периоде (не менее 3 лет), а также требования к ресурсному обеспечению ее реализации.»

Яндекс.Метрика
Яндекс.Метрика